Электронное  портфолио  Павлюк Е.В.,

учителя начальных классов МОУ "СОШ №4"

 

Программа "Подготовка детей к школе"

 

Программа подготовки детей к школе

 

Разработчик: Павлюк Елена Викторовна, учитель начальных классов (2008г.)

Рецензент: И.А.Кискаев, доцент кафедры общей и социальной педагогики  Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук

 Рецензия

Содержание:

1.      Пояснительная записка.

2.      Содержание программы.

3.      Организация образовательного процесса.

4.      Использованная литература.

Приложение №1.  Программа по математике.

Приложение №2.  Программа по чтению и развитию речи.

Приложение №3.  Программа по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Приложение №4.   Работа с родителями.

Приложение №5.    Карта наблюдения за процессом формирования личностных особенностей детей

Приложение №6.    Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе».

Приложение №7.   Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе

 

                     Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя таким образом школьные, но еще детские отношения.

Цели программы:

1.      обеспечение для всех пяти - шестилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду,  возможностями единого старта для обучения в школе;

2.      формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования  I ступени;

3.      оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.

Задачи:

1.      организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;

2.      организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом  возможностей возраста и индивидуальных особенностей;

3.      сформировать  эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;

4.      организовать комплексную деятельность педагога, психолога и логопеда в образовательном процессе;

5.      создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

6.              организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;

7.      провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.

 

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

·         уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

·         комплексный подход при разработке занятий;

·         систематичность и последовательность занятий;

·         вариативность содержания и форм приведения занятий;

·         наглядность;

·         адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

·         постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

·         индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

·         повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

В процессе реализации  программы дети обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. Пo его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.

Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к  школе используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

 

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 7 лет), не охваченных дошкольным образованием.

В течение сентября-октября длится подготовительный этап, а непосредственно занятия проводятся по субботам, начиная с первой субботы ноября (4 урока по 30 минут). Занятия завершаются в конце мая. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.

Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.

Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

Для детей, приходящих раз в неделю на два-три часа, образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

По сравнению с традиционными программами детского сада, с полным днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.

Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом школы.

Усилия психолога в рамках такой программы направлены на:

·         регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;

·         информирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;

·         вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;

·         проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответствующих тематике и целям психологических занятий;

·         изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.

Уважаемые коллеги! Если Вас заинтересовала данная программа, и вы желаете ознакомиться с ней целиком или задать вопросы по этой теме, то можете отправить сообщение с Вашей просьбой на мой электронный адрес  

pavlyuk-elena70@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz